Работаем более 10 лет!

Церковный дизайн перенесен на цифровой план здания

Оцените материал
(3 голосов)
Церковный дизайн перенесен на цифровой план здания Церковный дизайн перенесен на цифровой план здания ГК Геоплан

   Иногда танцора невозможно отличить от танца, а в Ступинской церкви Спаса, дизайн вряд ли можно отделить от процесса проектирования. Волнистая линия крыши здания, сегментированные потолочные плоскости святилища и змеевидные лестницы выросли в хореографии дизайна, тесно связанной с возможностями компьютера при переносе его в электронный технический план.

   Вопрос о том, могут ли компьютеры самостоятельно мыслить или будут мыслить, остается открытым, и сопутствующий вопрос, который сейчас настойчиво продвигается в архитектуре, заключается в том, как они появляются в качестве партнеров по проектированию. В проекте, задуманном в Московской области, практикующий архитектор Мареев Иван, проверил этот вопрос, используя свои связанные компьютеры с самого начала проекта и до фаз разработки, строительной документации и сдачи документации и технического плана для госрегистрации.

   Комиссия начала работу не с того, что богатый меценат искал знаковое здание. Церковь, прихожане которой в основном местные старожители и приезжие «того еще» поколения, попросила архитекторов отремонтировать бывшую фабрику-прачечную площадью 8800 квадратных метров в условиях ограниченного бюджета. Ранее размещавшаяся в других переработанных зданиях, священослужители не имели никаких ожиданий относительно традиционных типологий церквей. "Клиенты хотели получить черты церкви, с акцентом на алтаре, центральная ось и подсветка, но они не хотели собора или крестообразного плана", - вспоминает Иван.

   Из окон новой церкви открывается прекрасный вид для пассажиров железной дороги на Москву. Теперь они проезжают мимо старого промышленного здания, поддерживающего на своей оригинальной крыше волнистую конструкцию, в которой разместилось святилище на 300 мест. Старая прачечная фабрики "Свет Октября", спроектированная в 1930-х годах Константином Мельником с огромным фасадом в стиле Streamline Moderne, предназначенным для зрителей на борту поезда, смешивается с новым, обшитым металлом навесом, выросшим вокруг нее. При взгляде спереди, композитная форма, сочетающая старое и новое, симметричное и асимметричное, монументальное и условное, создает поле архитектурной неопределенности в «сухом» техническом плане на карте, не поддающееся однозначному прочтению.

   Для того чтобы превратить двухэтажный завод в место поклонения для прихожан, которые в основном передвигаются на автомобилях, потребовалась значительная изобретательность. Архитектор изменил направление здания так, чтобы оно стояло перед парковкой и вело переговоры о полутораэтажном переходе к святилищу. Три моста и широкие ступени соединяют парковку с двумя застекленными входами рядом с новым трехэтажным фасадом из полупрозрачного стекловолокна. Внутри широкие извилистые лестницы ведут мимо кафе на втором этаже и свадебной часовни к святилищу. Лестница заканчивается в коридоре третьего этажа, где угловатые ребра святилища образуют длинную стену, сконфигурированную как экологическое оригами, наполняя пространство энергией и создавая образ самого святилища. Тонко очерченное святилище, состоящее из ступенчатых колец смятых ребер, мягко ведет взгляд к передней части, где алтарь, хор и кафедра занимают асимметричные террасы. Ступенчатые формы потолка выходят за дальнюю, застекленную сторону святилища и превращаются в броненосцы, покрытые металлом, открывающие сегментированный вид на горизонт старого городка, одновременно прикрывая внешнюю лестницу, ведущую на парковку. Классные комнаты расположены аккуратными рядами ниже уровня улицы в цоколе первого этажа.

   "Мы хотели, чтобы пристройка как бы откликалась на существующее здание, не казалась пристройкой и не поглощала его в новое целое", - говорит Иван. Структурный анализ показал, что существующая крыша могла бы выдержать прихожан нового святилища - если бы крыша святилища имела независимую структуру на колоннах, проходящих через фабрику к отдельным фундаментам. Архитекторы выбрали эту схему, решив создать волнистый, кинетический профиль новой крыши, что видно на техническом плане здания.

   Представление о святилище как о независимой оболочке внутри крыши освободило его от громоздкой стальной надстройки, предоставив интерьеру большую свободу действий. Архитекторы смоделировали это пространство как сложный объем, который будет вести себя независимо от навеса. Его нахлестывающиеся внутренние плоскости образуют сегментированный панцирь, направленный под углом к алтарю.

   "Размещение святилища на вершине требовало наличия путей циркуляции, что позволило создать трубчатые формы, перетекающие внутри структурной системы здания", - говорит Иван. Расположенная квадратом к улице, оригинальная структура изменила направление в середине строительства, отклонившись от ортогонального направления, образовав то, что сам архитектор Иван Мареев называет "трещиной" в первоначальном проекте, на техническом плане здания. "Зазор между передней и задней частями был щелью в броне, через которую мы могли просунуть трубы и поднять их на крышу", - объясняет застройщик.

   Архитектурные бюро каждого из партнеров небольшие, но вместе они объединили от 12 до 15 архитекторов, работающих в общей цифровой среде. Руководители общались через компьютерные соединения, используя мониторы как блокнот для набросков. Иван работал в офисе города Видное Московской области, который часто проектирует по генеративным правилам, и они разработали коды, чтобы дисциплинировать и систематизировать основы дизайна. Например, стальные двутавровые балки в навесе над святилищем имеют постоянную длину 22 метра, но установлены на колоннах, расположенных на разном расстоянии. Соответственно, балки крыши имеют наклонные углы, что создает профиль навеса. Архитекторы спроектировали святилище с помощью так называемого "моделирующего устройства", созданного для автодизайнеров, которым нравится изменять отдельные участки дизайна, не меняя целого. "Он работает как глина", - говорит Иван. "Вы берете кусочки геометрии и добавляете их к геометрии большей поверхности, а маленькие кусочки геометрии сглаживаются - так мы сделали крышу". Кстати, это сложно положить на стандартный технический план для архитектуры, который требуется сдавать на разных этапах стройки. Архитекторы формировали пространство, манипулируя поверхностями, а не подчиняясь координатам регулярной геометрии. В результате получилась неопределенная, дрейфующая ориентация на переднюю часть святилища.

   Математика компьютера - это всегда исчисление, и когда посетитель прищуривается в святилище, постепенные шаги потолка и стен расплываются в дифференциальную форму, шаги которой описывают общую траекторию, почти криволинейную, которую Иван называет гладкой. "Если вы посмотрите на элементы, то сможете вычленить отдельные различия", - говорит он, имея в виду "пятна", плавно вписывающиеся в дизайн. Иногда, однако, различные геометрические формы проходят друг через друга, не смешиваясь. Например, циркуляционные "трубы" пересекаются друг с другом в пространственно сложных вестибюлях, которые поднимаются к святилищу. Архитекторы усиливают пересекающиеся геометрии графически, выделяя их реглетами на потолке и шипами на полу из эпоксидного наполнителя.

   Неправильно применять вкусы, культивируемые в классических  церквях, к дизайнерскому  зданию, уходящему корнями в складские конструкции. Но в церкви все еще присутствует тревожная сухость, которая, вероятно, обусловлена несколькими причинами, не последней из которых был бюджет в 50 тысяч рублей за квадратный метр, который отправил дизайнеров к каталогам флуоресцентного освещения и виниловой плитки.

   Кроме того, одним из потенциальных слепых пятен компьютера является ощущение материальности; даже с кнопками текстурирования машина склонна создавать безвоздушные, нематериальные видения. Здесь компьютер подтвердил материальный аскетизм, установленный бюджетом и аскетизмом церкви. Совокупность типовых материалов, даже если они использованы нестандартно, навевает мысли об офисных блоках и фабриках. В богатой композиции, полной пространственных сложностей, материалы положенные на техплан придают церкви вид диаграммы.

   Если материалы не дают повода прикоснуться к этому зданию, то архитекторы создали множество идей, наводящих на размышления. Их использование компьютера - это не просто кейс, повышающий I.Q. Связь между компьютером и дизайном поддерживает провокационную теоретическую позицию на краю текущих дебатов. В сложном мире и мультикультурном обществе дизайнеры хотели не только признать и поддержать разнообразие, но и превратить его в единое целое, в котором это разнообразие не будет считаться фрагментарным. Не пытаясь заявить о фрагментарности, архитекторы создали целое из частей, которое не является абсолютным и фиксированным, а является реляционным и текучим. Элементы могут быть различными, но их взаимосвязь сложна и взаимозависима, если рассмотреть технический план внимательней.

   Архитекторам удалось создать дифференцированное здание, которое представляет собой застывшую в кадре смесь простоты и сложности. Но на самом деле его более скучные части - новый фасад из стекловолокна, аморфный ландшафт крыши, сбалансированный и уравновешенный интерьер святилища - это те, которые приближаются к единству и равновесию. Зоны, находящиеся в состоянии конфликта или неразрешимости, особенно лестничные вестибюли, являются наиболее убедительными именно из-за напряженности разрозненных систем, отображенных в техническом плане коммуникаций и сталкивающихся друг с другом без разрешения. В святилище сглаживание различий приводит к прохладной самодостаточности, странно напоминающей замкнутые платонические формы. Те части, которые оживляют здание, не позволяют поверить в то, что более скучные части философски верны.

   Хотя теоретические основы, воплощенные в церкви, могут быть спорными, здание является выдающимся достижением, потому что архитекторы включили компьютер b AutoCAD в процесс проектирования таким образом, чтобы поддержать теорию: Использование компьютера было концептуальным, а не просто инструментальным. Архитекторы использовали компьютер для расширения и систематизации открытого процесса проектирования, сохраняя при этом процедурную и конструктивную строгость.

   Несмотря на теоретически либеральный и сложный климат проектирования в Московской области, за последние десятилетия там было построено очень мало значительных некоммерческих зданий. Ступинская  церковь - одна из немногих, кто с опозданием вышел на новую концептуальную почву. Во многом благодаря тому, что церковь была создана с помощью компьютера, она становится примечательным зданием. Надеемся, что она станет духовным пространством и для прихожан. Между тем, для архитекторов она уже является ауратичной.

Вы можете составить заказ геодезических работ.

В открывшейся форме укажите: 1.Кадастровый номер участка. 2.Цель работ. 3.Номер телефона.

Вам перезвонит сотрудник ООО ГК "ГЕОПЛАН" в течении 1 рабочего дня.